О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ

ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ

Печатается по авторской машинописи. Опубликовано: «Современные записки», 1939,№ 69.

[075] Девичья фамилия Софьи Андреевны Толстой — Берс.

[076] Ср. впечатление Шаляпина о доме Толстых: «Как раз против меня сидел Лев Николаевич, засунув обе руки за ременный пояс своей блузы. Нечаянно бросая на него время от времени взгляд, я заметил, что он с интересом следил за моими лицом, глазами и ртом» (Федор Иванович Шаляпин. Литературное наследство. Т. 1. М., 1958. С. 322).

[077] Об отношении Скрябина к Толстому см.: Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2003. С.185-186.

[078] Ср. высказывание Толстого, приведенное его сыном С. Л. Толстым: «Музыка не действует ни на ум, ни на воображение. В то О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ время, как я слушаю музыку, я ни об чем не думаю и ничего не воображаю, но какое-то сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования, и это чувство — воспоминание» (Толстой С. Л. Очерки былого. 2-е изд. М., 1955. С. 376).

[079] Характерно, что после того как в апреле 1904 г. такая «неловкость» все-таки обнаружилась (имеется в виду «нелепое», по выражению Танеева, письмо С. А. Толстой), он стал реже с ней видеться. (См. об этом там же, с. 360-361.)

[080] Имеются в виду сложные драматические отношения в семье Толстых, связанные с духовным переворотом в жизни Л. Н О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ. Толстого, приведшим его к разладу с большинством родных и к уходу из Ясной Поляны в 1910г. Подробнее см. об этом в очерке Т. Л. Толстой «О смерти моего отца и об отдаленных причинах его ухода» в кн.: Сухотина-Толстая Т. Л.Воспоминания. М., 1980. С. 357-414.

«ДЕКАДЕНТЫ»

Печатается с небольшими сокращениями по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1953, 5 июля, 19 июля. В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».

[081] На самом деле «нежный как мимоза Поляков» значится в ряду тех, кому посвящена книга К. Бальмонта «Будем как солнце» (1903); Полякову посвящены также стихотворения Ю. Балтрушайтиса «Рассветные волны качают ладью», «Возврат», «Поклонение земле», «Молитва».

[082] Поляковы владели О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ «Фабрично-торговым товариществом Знаменской мануфактуры». Балансы этого предприятия в начале 1900-х годов колебались между 3 и 4 миллионами рублей. В специально посвященном Полякову мемуарном очерке Сабанеев сообщает некоторые подробности о его родных: «Семья была в известном смысле старозаветная, еще не вполне изжившая традиции "быта Островского". Дед его был — "рабочий порохового завода", неграмотный человек. При большевиках С. А., который, как и все буржуи, "пострадал" в качестве буржуя, отнесся к этому своему разорению с философским спокойствием, но был обижен, что его признали за буржуя. "Я самый пролетарский из пролетариев, — говорил он, — на пороховые заводы набирали самую последнюю сволочь"» (Сабанеев Л. Л. О прошлом. Серебряный век О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ русской литературы // «Русская мысль», 1959, 5 ноября).

[083] «Общество свободной эстетики» существовало в Москве в 1906-1917 гг.

[084] К. Д. Бальмонт — автор брошюры «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина» (М., 1917).

[085] Вот примеры некоторых «политически небезопасных» шуток Полякова. Так, он «пытался развивать тогдашние большевисткие мечты о "новой породе людей", о "человеководстве", высказывал мнение, что при построении коммунизма надо брать примеры с насекомых — с муравьев. Сам же лично предпочитал пчелиное устройство — "единую Женщину" — во главе, всеобщую жену. Когда Ленин обмолвился своей знаменитой фразой, что "всякая кухарка должна уметь управлять государством", — он добродушно сказал: "Вот он и управляет как кухарка". Во время всеобщей переписи в О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ начале большевизма он в анкете написал, что родился две тысячи лет до Рождества Христова, что он — женского пола и имеет в квартире три тысячи окон на улицу (там была такая графа). Когда я ему сказал, что подавать такую анкету небезопасно, он успокоительно сказал: "Ничего подобного — все равно никто ее читать не будет". И кажется оказался прав» (Сабанеев Л. Л. О прошлом. Серебряный век русской литературы // «Русская мысль», 1959, 5 ноября). В 30-е годы Поляков снова жил в Москве, умер в 1943 г. в Новосибирске — в эвакуации.



[086] Здесь и ниже цитируется стихотворение А. Блока «Вячеславу Иванову (1912).

[087] Выражение из стихотворения Андрея Белого «Маг» (1903), посвященного О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ Брюсову.

[088] «Фармацевтами» в кругах художественно-литературной богемы называли состоятельных завсегдатаев артистических клубов и кафе, не принадлежавших к артистическому миру, но желавших быть причастными к таковому.

[089]Сабанеев ошибается: стихотворение Брюсова «Два голоса», откуда он цитирует строчку, написано задолго до революции и не имеет никакого отношения к политическим событиям.

[090] Вероятно, имеется в виду старший сын Каменева, Александр, осужденный впоследствии по делу «троцкистско-зиновьевского блока».

БАЛТРУШАЙТИС

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959, 8 декабря. В оригинале обозначение рубрики: «О прошлом. Серебряный век русской литературы»

[091] На самом деле Балтрушайтис родился в 1873 г.

[092] Стихи Балтрушайтиса на литовском языке публиковались с 1930 г.

[093] Балтрушайтис был послом Литвы О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ в СССР до 1939 г.

[094] Балтрушайтис умер в Париже в 1944 г.

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959. В оригинале обозначение рубрики: «О прошлом. Серебряный век русской литературы».

[095] Драматическая поема «Человек» была издана в Париже в 1939 г.

[096] Имеется в виду литературный салон в петербургской квартире Иванова на Таврической улице, 25.

[097]На самом деле Иванов не был совсем чужд политической «злобе дня». Вместе с Бальмонтом он написал текст «Гимна Свободной России», положенный на музыку Гречаниновым (см. прим. 3 к статье «О Гречанинове» в настоящем издании). Перу Иванова принадлежит цикл стихов «Песни смутного времени».

[098] Разрешение на выезд Иванов получил в 1924 г. после О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ четырех лет, проведенных в Баку; до 1936 г. он сохранял советское гражданство.

[099] Pudenda (лот.) — внешние половые органы.

[100] Среди них П. Я. Чаадаев, 3. Н. Волконская, В. С. Соловьев.

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1955, 13 ноября. В оригинале обозначение рубрики: «Мои встречи».

[101]К числу таких скандалов можно отнести, например, лекцию Соловьева, прочитанную им вскоре после убийства Александра II (в ней он публично призвал нового императора простить цареубийц), труды Соловьева, посвященные проблемам единства православной и католической церквей.

[102] Имеется в виду книга Соловьева «Оправдание добра» (1897).

О СВЯЩЕННИКЕ ПАВЛЕ ФЛОРЕНСКОМ

Печатается по недатированной авторской машинописи.

[103] В противовес Сабанееву, многие мемуаристы утверждают, что в О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ советские учреждения Флоренский приходил в рясе.

[104] Эти идеи развиты в книге Флоренского «Мнимости в геометрии» (1922).

[105] Флоренский был армянином по материнской линии.

[106]Умное делание» , или «исихазм» — в православной аскетике особые приемы для приведения души в состояние религиозного экстаза.

[107] Флоренский был расстрелян в 1937 г.


documentasnmrfl.html
documentasnmypt.html
documentasnngab.html
documentasnnnkj.html
documentasnnuur.html
Документ О писателях и поэтах. ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ